Для воспитателей

Образовательная деятельность (ОД) в детском саду

– это комплексное педагогическое явление, обусловленное единством взаимодействия воспитателя и детей и служащее целям целостного развития личности ребенка.

При планировании ОД учитываются основные этапы усвоения детьми знаний: первичное восприятие, расширение, уточнение и обобщение знаний, умений и навыков, использование их в жизни, перенос знаний и умений в иные условия. (система деятельностного подхода) ОД так же предусматривается повторность в усвоении содержания знаний и постепенность его усложнения.

Образовательная деятельность должна быть четко выстроена, с учетом специфика соответствующего раздела программы.

По структуре каждая образовательная единица (ситуация, беседа, наблюдение, образовательная деятельность разного направления)должна иметь следующие компоненты:

1. Тему.

2. Программное содержание (образовательные, воспитательные, развивающие задачи, которые должны быть реализованы через различные приемы, методы, средства). В программном содержании ставятся задачи не только формирования новых знаний, умений и навыков, но и закрепление и уточнение уже имеющихся в опыте детей: «расширить представление…», «уточнить знания о…», «развития пытливости и любознательности, наблюдательности, сообразительности, самостоятельности мысли, умения высказывать суждения, устанавливать связи между предметами и явлениями и др.»

3. Методика проведения. Описываются методы и приемы, средства: методы: наблюдение, использования ТСО (диафильмов, слайдов, прослушивания магнитофонных записей, рассказ, объяснение, чтение произведений, беседы, дидактические игры, практические методы и приемы (игры, загадки, упражнения, опыты и эксперименты, исследовательская деятельность, показ, пояснение, указания, вопросы, сравнения, метод моделирования.

4. Ход деятельности.

— Вводная часть (Устанавливаются связи с прошлым опытом,

сообщается цель занятия, создается мотивация с учетом

возрастной группы).

— Основная часть (Решаются главные задачи, используются различные методы и приемы воспитания и образования для достижения цели).

— Заключительная часть (закрепляются и обобщаются знания детей

по пройденному материалу).

Дидактические требования к ОД

1. Тщательная предварительная подготовка

а) определение задач ОД

б) определение содержания и места в системе других занятий

в) выбор методов и приемов, определение структуры

г) подбор дидактических, наглядных средств, ТСО и др.

2. Комплексная реализация образовательных, воспитательных, развивающих задач. Разделение задач на воспитательные и образовательные чисто условно, так как в педпроцессе они выступают в единстве.

3. Соответствие оптимального содержания ОД с уровнем развития и подготовленности детей. Достаточный уровень трудности.

4. Выбор наиболее рациональных методов и приемов обучения в зависимости от дидактической цели, обеспечивающих познавательную активность детей, самостоятельность их мысли.

5. Эмоциональный характер ОД

— занимательность

— игровые приемы

— образность и красочность материалов

— доверительные отношения между воспитателем и детьми.

6. Четкая структура ОД, ситуации, – вводная, основная, заключительная часть. Логическая стройность и законченность, максимальное использование времени отведенного для ОД.

7. Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к каждому ребенку.

8. Связь изучаемого материала с предшествующим.

9. Учет результатов обратной связи (постепенность усвоения детьми новой темы).

10. Усвоение детьми программного материала, связь занятия с последующими занятиями, играми, общением детей в быту.

Виды ОД

1. ОД по сообщению детям новых знаний, целью которых является постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение знаний детей о предметах и явлениях общественной жизни и природы. Это наблюдение новых объектов, чтение художественных произведений, рассказ воспитателя. Подобные занятия проводятся во всех возрастных группах.

2. ОД по закреплению и систематизации накопленного (организованного и стихийного) опыта детей. Основной целью их является осмысление воспринятого и формирование первичных обобщений. Это наблюдение знакомых объектов, сравнительные наблюдения двух однородных предметов (комнатные растения, растения цветника, деревья, животные, дидактические игры, беседы. Планируя такие занятия, воспитатель знает, что детьми усвоено, а что необходимо повторить. Воспитатель дополняет известное новыми деталями, которые обогащают и оживляют имеющиеся у детей знания и делают их более глубокими. На этих занятиях воспитатель обобщает и систематизирует знания детей.

3. ОД с целью определить наличие у детей соответствующих представлений, умений и навыков, качеств, компетенций и на этой основе сделать выводы о выполнении требований программы, о направлениях и методах дальнейшей работы.

4. Интегративного характера – самые распространенные занятия в практике детского сада, на которых имеет место и сообщение детям нового материала, посторенние, закрепление и систематизация имеющихся знаний, применение их на практике.

Рекомендации для молодых воспитателей,

которые желательно учитывать в планировании, подготовке и проведении ОД

1. Не увлекайтесь словесными методами обучения: рассказом, чтением, беседой. Это приводит к формальному усвоению знаний. (Преимущественное использование слова без достаточной наглядности переводит процесс обучения в сферу второй сигнальной системы, не затрагивая при этом и не организуя соответствующего чувственного опыта. В результате дети запоминают понятие, суть которого им не ясна. Они не могут определить основные признаки предметов, названиями которых оперируют в речи)

2. Используйте такие методы как непосредственное наблюдение, демонстрация, рассматривание, моделирование и др. Руководствуйтесь принципом наглядности (эти методы обращены к первой сигнальной системе, К. Д. Ушинский писал, что в процессе обучения необходимо «чтобы как можно больше органов чувств — глаза, уши, голос, чувство мускульного движения, даже если возможно, обоняние и вкус – приняли участие в акте запоминания»)

3. Используйте интригующее начало, эмоциональную завязку занятия, чтобы оно захватило детей. Создание ситуации новизны, игровых приемов, столкновений мнений – все это возбуждает интерес к учению, повышает мотивацию и познавательную активность.

4. Следите за речью: она должна быть яркая, образная, завораживающая, доступная для понимания (в зависимости от ситуации).

5. Используйте стимулирующий метод познавательных игр.

6. Используйте индивидуальный подход к детям.

Как правило, в группу «отстающих», «малоактивных» детей попадают чаще всего робкие и медлительные или педагогически запущенные дети. Помните, что отставание ребенка в образовательной деятельности – это отсутствие индивидуального подхода к детям. Здесь как раз уместно высказывание : Если воспитатель пытается всех детей «укладывать под одно одеяло». То «тепло» достается лишь самым шустрым и смышленым, а медлительным и робким всегда «холодно»